Глава Украинского Фонда Поддержки Предпринимательства, депутат Верховной Рады Украины.

Для  компании "Человек Публичный".

Ирина Горина - Ирина Анатольевна, вы - государственный управленец. Вы руководите коллективом Украинского Фонда Поддержки Предпринимательства. Кроме того, вы являетесь директором собственной коммерческой фирмы, работающей в сфере обслуживания, и начинали свой бизнес с нуля. Мы хотели поговорить с вами, как с предпринимателем и управленцем, о современных проблемах, связанных с обучением коллективов компаний и государственных учреждений. Сейчас стало очень модным, популярным пользоваться услугами обучающих фирм, проводить разнообразные тренинги и семинары, использовать другие форматы работы с коллективами. Почему это вдруг, на ваш взгляд, стало востребованным?

- Я сразу хочу разделить ваш вопрос на две части – коллектив частной коммерческой компании и коллектив государственного учреждения. Разница между ними огромная. Я думаю, что тот уровень обучения, та работа, которая проводится в «зоне обучения» и повышения квалификации в частном бизнесе – она никогда не будет похожа на ту работу, которая существует в госсекторе. Зачастую это разный уровень специалистов, принимающих участие в этом процессе, разный уровень вовлеченности сотрудников, заинтересованности в работе, разный уровень готовности вкладываться в обучение и развитие со стороны руководства организации-заказчика. Бизнес набирает обороты, он становится цивилизованным, он уже не похож на тот доморощенный бизнес, когда мы начинали делать первые шаги не имея опыта и никаких технологий, опираясь на интуицию.10 лет назад предприниматели только вставали на ноги, прокладывая дорогу к рынку. И в то время многие не то, чтобы не понимали смысла в гуманитарной работе с человеческим капиталом или не хотели вкладываться деньгами, временем, усилием – просто было не до того. Сегодня Страна развивается.

Сейчас многим понятно, что основной ресурс – это человек. Не технологии и не производство, а именно человеческий фактор. Он сейчас самый главный. Именно он привносит в бизнес какое-то творчество и разнообразие. Очень важно с этим работать. К этому рано или поздно все приходят – и поэтому это так популярно. И это происходит во всем мире. В частных коммерческих компаниях это сегодня необходимо – для того, что бы была команда, что бы была общность людей, которая производит единый продукт или услугу, людей, которых связывает нечто большее, чем стены одного офиса. Что бы кроме денежного вознаграждения за свой труд было еще и какое-то моральное, внутреннее…
Что касается госсектора. Чем больше я завязаю в этой работе, тем больше я понимаю, насколько специфические люди работают сегодня в государственной системе. Это особая порода людей. Они не приходят зарабатывать – они приходят получать. 5-го и 20-го. Они знают это наверняка сейчас, и они знают, что они будут иметь после пенсии. Кстати, самые большие и высокие пенсии – это у госчиновников. В Украине сейчас это в среднем 2000 гривен – это около 500 долларов. Это отличная пенсия. Они знают, за что они работают. Точнее, на что. И получается, что работники госсектора не ориентированы на результат. Поэтому об обучении таких коллективов говорить сложно – ни о каком командообразовании, например, речи нет. Формирование какого-то другого видения своей работы – да., другого отношения – да. Другой мотивации. А потом, может быть, получится и что-то большее. Если приходит руководитель, который пытается поменять полностью подход и видение своих сотрудников, как я – то в таком случае, это возможно, но то же очень трудно и небыстро. Я сейчас даже хочу описать весь процесс, который я делаю, для того, что бы потом было удобнее анализировать, как можно менять подходы и видение людей, работающих на госслужбе. Конечно, всегда есть исключения. И сегодня многое меняется и тут. Но если рыночные компании работают уже в новом веке, новом мире – то большинство государственных учреждений – еще в прошлом.

- То есть, вы говорите, что для госслужащего нет потребности в развитии?

- Нет. Нет такой потребности, как правило. Она не возникает в процессе деятельности. К сожалению, развитие часто не востребовано самой государственной службой. Только в самое последнее время эта ситуация начала по чуть-чуть выправляться.

- Какие дефициты в работе программы обучения могут закрыть? У вас есть коллектив. У него есть какие-то свои проблемы, трудности. Что можно попробовать решить, на ваш взгляд, с помощью работы консультантов, с помощью тренингов, семинаров?

- В современном мире люди больше всего времени проводят на работе. То есть, в коллективе. Способность правильно выстраивать коммуникацию, общаться, для того, что бы, с одной стороны, у такой команды был максимальный эффект от работы, а с другой – что бы работать было не только полезно, но и приятно, интересно и безопасно. И коммуникативные тренинги, и работа по личностному росту очень важны здесь и нужны. И чем больше в это вкладывать, тем больший и заметный эффект. Сейчас для многих компаний, особенно, начинающих – это очень затратная часть. Те, кто крепко стоят на ногах – те давно к этому подошли, и они разные привлекают источники. И те, кто понимают, зачем это нужно – никогда не проигрывают. Они на третьем, на четвертом шаге получают большую отдачу оттого, что они вкладываются в обучение коллектива. Внутрикорпоративная коммуникация - важнейшая составляющая для организации. И чем больше людей в ней работают, тем отчетливее это понимаешь.

- У вас был опыт обучения своего коллектива. Видны вам результаты, есть они?

- Видны. Чем качественнее работа, тем более длительный последующий эффект. Но и эффективность можно оценить только на достаточно большом временном промежутке – на следующий день после тренинга или семинара производительность труда ваших сотрудников не поднимется на 100% - это надо понимать. После шага обучения, например, семинара, они долго обсуждали, разговаривали – это не забылось через день. К этому постоянно возвращаются. И те, кто способен был это почувствовать, (а это не все – есть люди, которые, на мой взгляд, просто не готовы к развитию – и они встречаются везде) меняются. И это заметно. Они по-другому выстраивают отношения, они по-другому слышат и слушают руководство и по-другому говорят с ним… Первый шаг программы обучения затронул примерно половину коллектива, эффект заметен на одной трети – то есть, около 70% тех, кто участвует в обучении, действительно приобретают что-то новое и полезное. И я., как руководитель, замечаю это.

- Ирина, вы проходили индивидуальную работу с консультантами по публичному поведению в ситуации избирательной кампании. Что это было для вас? Какие дефициты такая работа закрывала, на какие проблемы направлена была?

- Чем больше человек подготовлен к тому, что бы принимать новое… А что значит, подготовлен? Он понимает, что многое еще надо узнать, многому еще можно учиться, он понимает, что он не всезнайка, которому не нужны никакие указания, а наоборот – он готов к тому, что бы меняться и развиваться. И чем больше человек открыт для этого, тем эффективней будет такая работа. В этой работе я не то, что бы воспринимала все на веру, но я четко знала уровень специалистов, которые со мной рядом. Что-то находило сопротивление, что-то нет… Я была готова к этому. Это сильно поменяло мою жизнь. У некоторых коллег, после такого этапа полугодового, все вернулось к «точке отправления». Кто-то не увидел пользы в работе с консультантом для себя. Кому-то такая работа нужна для каких-то других целей. Я считаю, что те люди, которые могут себе это позволить, раз, которые готовы к непростой и необычной работе, это два, могут попробовать. И для себя (индивидуально) и для своих сотрудников. Это дает положительный эффект и в бизнесе, и в политике, и в других областях жизни и позволяет двигаться дальше гораздо более уверенными шагами.

- Вы сказали: «те, кто готов к непростой и необычной работе». А что – это было так трудно?

- Это была очень трудная работа. Очень многое может поменяться в человеке после этого. И быть готовым к тому, что в какой-то момент ты почувствуешь, что вот здесь ты можешь измениться, и как-то ответить на это – принять эти изменения или не принять – вот это самое трудное. Часто это очень больно. По -настоящему ты начинаешь эффективно выступать, говорить, увлекать только, когда делаешь большие внутренние усилия. Можно об этом не думать и не обращать внимание, но тогда теряется смысл работы…


Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея