"Если в очередном послании Президента прозвучат эти слова – социальное предпринимательство – значит, мы трудились не зря!"

Андрей Кудряшов,
исполнительный директор Фонда В.Алекперова

Алексей Пронюшин. Андрей, расскажите, пожалуйста, как появилась идея развития навыков публичной коммуникации для Руководства Фонда? Что такого в Вашей работе вдруг стало происходить, что Вам это понадобилось?
Андрей Кудряшов Андрей Кудряшов. Если говорить о том, что произошло в Фонде, то просто наступил такой период: мы эволюционно развивались на протяжении тех двух лет, которые Фонда работал до настоящего момента. Они были стартовым этапом, когда мы сами еще оценивали себя, убеждались в чём-то, сомнения преодолевали. Возникали разные вопросы: правильно ли мы делаем или неправильно? Стоит ли поддерживать социальное предпринимательство или просто заниматься благотворительностью и не думать больше ни о чём? Мы прошли через такой болезненный процесс, и пришли к твёрдому убеждению, что это важно, что это нужно и что мы готовы поведать об этом миру. Рассказать тем людям, которым это не безразлично. И в этот момент понадобилась интенсивная публичная коммуникация. Потребовались какие-то дополнительные знания, навыки поведения.

А.П. Вы говорите о том, что в деятельности Фонда происходит развитие. Но Фонд фактически занимается тем, что помогает разным людям. Зачем для этого нужно уметь кого-то в чём-то убеждать? Наоборот, вас должны убеждать в том, что вы должны конкретным людям помочь. Это вы для предпринимателей, а не они для вас. Зачем вам ещё дополнительно какие-то усилия предпринимать?

А.К. Мы не живём в изолированном сообществе в своём офисе. Мы живём в мире, где нужно общение, многочисленные контакты. У нас позиция не выжидательная. Мы вкладываем свои силы. Рассказываем о социальном предпринимательстве другим людям, о том, как мы его понимаем. Почему оно важно, как оно может помочь. В основном, люди позитивно на это реагируют. Положительно оценивают. Другое дело, что происходит ли что-либо после этого? Какая-то реальная помощь? От людей, которые с нами согласны? Вот это важно. Лучше нам помогать в продвижении этих идей. Мы пришли, сделали презентацию. Все покивали. Хорошо, здорово, молодцы. И забыли. Лучше, чтобы не забывали, а что бы предпринимали какие-то конкретные действия, практические. Вот это задача, и она напрямую связана с эффективностью публичных выступлений.

А.П. Феномен социального предпринимательства в жизни страны, на ваш взгляд, важное место занимает?

А.К. Конечно. Но я бы не говорил, что это феномен. Мы не открыли какой-то новый остров на карте, которого не было раньше. Сейчас такая деятельность получила название, идентификацию. Много споров есть, как правильнее его называть – социальный бизнес, социальное предпринимательство, корпоративная социальная ответственность – ну, это разные вещи – важно то, что как-то оно должно было быть названо и идентифицировано. Это поможет больше продвинуть это явление, отделить одни проекты от других. Отделить благотворительность в чистом виде от корпоративной социальной ответственности, от социального предпринимательства. Поэтому, важно назвать и рассказать, что это такое, по сути. Тогда можно подобрать и какие-то формы поддержки, которые оптимальны для этих организаций, для этих людей. Пока это не идентифицировано – люди не знают друг о друге. Не знают, что в соседнем регионе такой же проект есть.

А.П. Андрей, какие качества необходимы людям, которые занимаются поддержкой социального предпринимательства?

А.К. Наверное, чувство сопричастности к проблемам других людей и любовь к своей стране. С одной стороны, мы имеем дело с конкретными людьми и организациями, понимаем важность их работы, а с другой стороны, мы идём и говорим о социальном предпринимательстве в органы власти, в государственные структуры и объясняем, что это поможет, что это хорошо, выгодно, перспективно, инновационно.

А.П. А эти качества приобретаемые или это дар – либо есть у человека, либо нет?

А.К. Мне кажется, это есть у каждого. Как совесть – она есть у каждого. Кто-то её больше слышит, кто-то меньше. У нас сотрудникам Фонда сильно повезло: мы можем работать и получать некое финансовое вознаграждение за свой труд и одновременно помогать другим людям.

А.П. Вернёмся к публичности. Что для вас самое сложное в публичных выступлениях? Что было самым трудным, когда вы выступали на каких-то конференциях, что было самым трудным, когда мы тренировались на тренинге?

А.К. Как точно это выразить – мне кажется, детям выступать на публике проще. Человек с возрастом набирает не только жизненный опыт, но ещё и комплексы различные, стеснение… Дети более открыты, а у взрослых есть некий багаж, который тяготит, к сожалению. Условности, проблемы в общении с другими людьми. Нужно общаться и через это общение можно, на мой взгляд, много для себя позитивного получить, если правильно к этому относиться. Самому изменяться. Учится слышать и видеть другого. Слушать иную позицию, но уметь отстаивать свою. Дискомфорт есть, не скажу, что я очень радуюсь и ловлю положительные эмоции, когда я где-то выступаю. Пока это, к сожалению, скорее трудно. Но это часть работы, которую приходиться делать.

А.П. Андрей, публичное выступление, на ваш взгляд, это больше навык или больше смелость?

А.К. Наверное, навык, умение. Мы даже к разговорам с близкими родственниками и то готовимся, обдумываем. Тем более, нужно готовиться, когда идёшь в незнакомую аудиторию, где тебя никто не знает, ты никого не знаешь. Всегда думаешь, будут тебя слушать или нет, сможешь ты рассказать так, что бы было интересно, донести свою точку зрения. Можно и завалить самую прекрасную идею в момент публичного выступления, не суметь её представить.

А.П. А для вас это больше потребность, или инструмент достижения каких-то рабочих целей?

А.К. Мне бы хотелось, чтобы это была потребность. Относиться к той части людей, для которых это необходимость. Но, к сожалению, пока я публично выступаю тогда, когда это нужно. Наверное, что-то ещё нужно развивать, от чего-то отказываться. Но, конечно, хочется открытости и лёгкости в общении.

А.П. Андрей, а как вы представляете себе фонд «Наше Будущее» через пять лет? Чем он будет отличаться от сегодняшнего, что такого произойдёт с ним?

А.К. Сам фонд, как организация, как сообщество, сильно не изменится. Люди останутся те же. Возможно, в команду кто-то придёт ещё, она расширится в силу увеличения количества задач. Но повысится профессионализм. Чем больше занимаешься этим, как в любом деле, тем более профессиональным становишься. Команда станет более сплочённой. Более уверенной в себе. Может быть, в чём-то, более избирательной, меньше отвлекаться будем на те темы, на которые мы сейчас, возможно, отвлекаемся зря.

А.П. А понимание социального предпринимательства в России за пять лет как-то изменится, на ваш взгляд? Благодаря вашим, в том числе, усилиям? Мир вокруг фонда изменится?

А.К. Он не может не измениться, раз мы занимаемся этим каждый день, раз мы работаем. Стараемся, учимся, выступаем публично, в том числе. Наверняка понимание нашей работы у людей расширится, выйдет на качественно иной уровень. Сегодня, как раз, день послания Президента. Вот если через несколько лет в послании Президента Федеральному собранию прозвучат эти слова – социальное предпринимательство – это будет для нас показатель. Показатель того, что мы тоже потрудились на этой ниве, и не зря. Это будет знаковым событием для нас.


Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея