Приемы публичных выступлений. Примеры. Часть 1.



Проходящие ежегодно прямые линии с Владимиром Путиным дают много примеров, иллюстрирующих различные приёмы, которые помогают сделать публичные выступления эффективными. В данной заметке я покажу на примерах способы работы в интерактивном режиме в ситуации публичности. Другими словами – как вести себя при ответах на вопросы аудитории, как поддерживать контакт со зрителями \ слушателями \ собеседниками.

Примеры, используемые в этом тексте, даны как иллюстрации – всё, о чём будет говориться ниже, применимо к выступлениям любых спикеров, а не только первых лиц государства: представителей компаний, пресс-секретарей, представителей органов местной власти, общественных организаций, преподавателей и т.д. Президент и премьер-министр показаны здесь, во-первых, потому, что публичные мероприятия с их участием мы можем наблюдать ежедневно, они транслируются на весь мир, а, соответственно, публикуя их, автор заметки не нарушает авторских прав (все примеры записаны с эфиров российских телеканалов). Во-вторых, если внимательно проследить за выступлениями Дмитрия Медведева и Владимира Путина на протяжении нескольких лет, можно увидеть развитие их способности к публичной коммуникации, отследить более и менее сильные персональные особенности, увидеть динамику.

В этой заметке речь идёт о приёмах публичных выступлений, а их содержание для темы статьи значения не имеет. Конечно, существует много различных технологических приёмов, позволяющих эффективно выступать публично. Как начать выступление, как приветствовать аудиторию, как завоевать и удерживать внимание, как реагировать на вопросы – из всего этого складывается удачное (или не очень) выступление. Всему этому можно научиться у профессиональных консультантов на тренингах публичного выступления, можно узнать из различных текстов. Сегодня я подробно рассмотрю только алгоритм ответа на вопросы аудитории – именно этот момент в выступлениях, чаще всего, кажется самым сложным и «опасным» для спикера.

Вам предстоит публичное выступление на мероприятии, которое предполагает интерактивную часть. То есть, Вам будут задавать вопросы, и Вам придётся на них отвечать. Как это сделать лучшим образом? Специалисты по коммуникациям, в том или ином виде, чаще всего, описывают один и тот же алгоритм, помогающий эффективно отвечать на вопросы аудитории в публичной ситуации. Первый шаг, который облегчает коммуникацию между двумя сторонами (в любой ситуации) – это имя. Имя – самое главное слово для человека. Если мы хотим эффективного диалога, если мы хотим расположить собеседника к разговору, к теме, к себе – необходимо называть его по имени. Даже, когда перед нами не один человек, а целая аудитория, мы можем называть её групповым именем. «Коллеги», «друзья», «товарищи», «дамы и господа» - это всё примеры группового имени. Первый Президент современной России Борис Николаевич Ельцин даже придумал для этого случая своё «фирменное» – «россияне».

Итак, если есть такая возможность, в начале своего выступления и в начале ответа на вопрос из зала назовите имя Вашего собеседника. Того, кто задавал вопрос. Для того, чтобы это было возможно сделать, деловой протокол требует представляться всем, кто хочет вставить даже короткую реплику на публичном мероприятии. Говоря имя собеседника, Вы устанавливаете первый «мост» между вами. Во всех приведённых примерах премьер-министр начинал ответ на вопрос с того, что произносил имя спрашивающего.

Второй шаг, так же, как и первый, уместен и в начале всего Вашего выступления, и при ответе на каждый конкретный вопрос в интерактивном режиме. Ответ на вопрос – это маленькое «выступление в выступлении»: в нём повторяются почти все части, необходимые для построения любого сообщения. Этим вторым шагом становится подстройка к собеседнику. Очень желательно найти что-то, что может вас связывать: припомните историю, как Вы были в его (спрашивающего) городе (компании, отделе). В примерах ниже: «Я помню нашу встречу». Так Владимир Путин делает подстройку к собеседнику, спрашивающему про заказы судостроительного завода. Расскажите в этот момент об общем прошлом, напомните собеседнику, что у вас уже есть совместная история. Это второй «мост», который поможет лучше понять друг друга. Или сделайте собеседнику комплимент. (В приведённых примерах В.Путин, отвечая на вопрос рабочего металлургического комбината, в начале своего ответа констатирует факт – «Вы хорошо разбираетесь в теме». В другом случае – «Вы подняли важную тему»). Или проявите к нему немного личного расположения («У Вас доброе сердце»). Подстройка это то, что сближает людей.





Тут же может быть рассказана какая-то история из личного опыта или воспоминаний, если позволяет время, конечно. Замечу, что в приведённых примерах, время было ограниченно, но всё равно, премьер каждый раз не пропускал эти два важнейших шага при ответах на вопросы – имя собеседника и подстройка. Кроме того, что это позволяет немного смягчить, «согреть» разговор, ещё и даёт время подумать над ответом по сути, над содержанием ответа.



Надо учесть, что бывают случаи, когда задающий вопрос сам отвечает на него. Или вовсе не задаёт вопроса, а выговаривает свою точку зрения. Это случается довольно часто и в этом случае, спикер может, либо попросить сформулировать коротко суть вопроса, либо, если он согласен с мнением собеседника, просто присоединиться к этому мнению, как показано в примере ниже.



В заключение этой заметки не могу не показать два фрагмента, иллюстрирующих старую истину: человек, говорящий «по бумажке» и без неё воспринимается по-разному. В первом примере мы видим Дмитрия Медведева на съезде партии «Единая Россия», когда он только баллотировался в Президенты. Ему довелось выступить дважды за одно мероприятие: первый раз Дмитрий Анатольевич читал текст, второй раз говорил «в живую», импровизируя. Разница очевидна: более свободная поза, более раскованные жесты, живая мимика… Все это делает выступление в целом более приятным и воспринимается аудиторией лучше. (Глядя этот пример, попытайтесь не отвлекаться на содержание выступления, в данный момент речь идёт только о техниках публичного действия. Даже просматривая этот ролик с выключенным звуком, можно отследить разное собственное восприятие говорящего).



В последнем примере показан фрагмент пресс-конференции премьеров России и Украины. Владимир Путин читает свое заключительное слово по бумажке, а Юлия Тимошенко говорит "вживую". Фрагмент также показывает, насколько по-разному воспринимается спикер в такой ситуации.



Показанные в этом тексте видеофрагменты - это только иллюстрации к малой части того, из чего складывается эффективное публичное выступление. Изучая техники, приёмы, комбинируя их с технологиями структурирования содержания (например, message house), приобретая привычку работать в центре внимания на тренингах, потенциальный спикер от раза к разу становится более понятным своим слушателям, более убедительным и более эффективным.

См. также:

Мультимедийный семинар "Человек Публичный": между обучением и развлечением




Алексей Пронюшин
Компания «Человек Публичный»

Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея