Публичные выступления. Видео. Часть 3.


Мы продолжаем серию заметок, иллюстрирующих на наглядных примерах «из жизни» различные приёмы построения эффективной публичной коммуникации. Те из читателей, кто интересуется данным вопросом, могут найти большое количество подобных примеров ежедневно, внимательно наблюдая за выступлениями публичных людей. Представленные в этой заметке примеры публичных выступлений (точнее, их фрагменты) происходили записаны как несколько лет назад, так и совсем недавно - в мае 2014 года. Наша задача показать технологии выступлений, по возможности, не отвлекаясь на их содержание (хотя в некоторых случаях это сделать трудно, как вы увидите ниже).

Есть такое устойчивое словосочетание: «против кого дружить будем?» Хотя оно, зачастую, носит оттенок сарказма, но к приёму публичных выступлений, о котором пойдёт речь, применима на сто процентов. Одной из задач оратора в момент выступления является ситуативное объединение со своей аудиторией. Вызвать общую эмоцию, реакцию – кратчайший путь к сплачиванию аудитории. «Общий крик это общее знамя» - этот принцип хорошо известен политикам, которые часто выступают на митингах. Что быстрее всего сплачивает людей? Правильно – общая угроза, общий враг. Даже, если этот «враг» надуманный, умозрительный, «виртуальный», на самом деле не существующий… Задача спикера показать его, или угрозу его возникновения. Этот приём так и называют: «найди врага». В представленном фрагменте Президент США Барак Обама рисует собирательный образ такого врага: «Некоторые игроки на финансовом поле…». Он не называет конкретных имён, формулировка очень обтекаемая. Но точно попадает в настроение и ожидания аудитории. Оратор показывает нам – вот кто виноват! Мы хорошие, «они» – плохие. «Они» виноваты, и мы знаем, что они виноваты. И далее отвечает «им»: «Слушайте, что я вам скажу. У вас не получится…» Такой приём часто используют спикеры, сила его в том, что он вызывает объединяющую эмоцию здесь и сейчас. Недостаток в том, что такая эмоция очень быстро проходит.



Очень часто на тренингах и консультациях клиенты задают вопрос: «Если в студии (вообще, в пространстве публичного действия) несколько человек, есть ведущий, есть гости – то кому принадлежит в такие моменты право регламентировать действо? Спикеру? Журналисту? Ведущему? Или по ситуации?»

Вопрос «кто главный» один из основных в теме коммуникаций. Даже деловой протокол, как свод правил, предназначен, прежде всего, для ответа на этот вопрос. Помните художественный фильм «Кин-Дза-Дза»:

- А у вас на планете вы как решаете, кто перед кем сколько раз присесть должен?

- Ну, это на глазок...

- Дикари!

Почему эта тема так важна в публичных коммуникациях – можно обсуждать долго и глубоко, сейчас же отметим принцип – главный всегда хозяин пространства. Часто первой фразой ведущего в студии становится «Сегодня гость нашей студии такой-то». Спикер в данном случае гость. Он пришёл к хозяину студии. Приходя к кому-то в гости, мы априори принимаем те обычаи и правила игры, которые заведены в этом доме. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Хозяин, ведущий, модератор мероприятия и является в таком случае главным, вне зависимости от социального статуса. Именно он обладает правом задавать вопросы, следить за временем, останавливать говорящих, когда это требуется. Именно он должен начинать и завершать мероприятие (например, пресс-конференцию). В примере ниже ведущим мероприятия был Станислав Говорухин, именно он управлял публичной ситуацией.



Иногда бывает, что ведущие не справляются с этой обязанностью. Тогда публичное действие может либо превратиться в «базар», либо кто-то возьмёт управление на себя. Ниже показан фрагмент теледебатов с Владимиром Жириновским. Поняв, в какой-то момент, что ведущие не справляются с задачей ведения (потому, что тема острая, потому, что приглашены опытные гости, «съевшие собаку» на подобных мероприятиях или в силу иных причин), Жириновский взял управление на себя. Правда, в свойственной ему «неоднозначной» манере. Какое бы чувство не возникало по отношению к стилю поведения Владимира Вольфовича, но процедурно он прав: «не можете вести дискуссию – теперь я буду вести дискуссию». Такое случается, когда ведущие теряют свою ситуативную власть. Если в кадре (на сцене, в президиуме) двое и больше людей, то кто-то должен управлять коммуникацией.



Одно из качеств хорошего спикера заключается в умении и способности внимательно относиться к словам. Своим собственным и собеседников. Ирина Хакамада не пропустила неудачной колкости в свой адрес, прервала собеседника, обратила на это внимание и вынудила его извиниться. Это поведение уверенного в себе спикера, человека, который «приучает» разговаривающих с ним к тому, что слова нужно подбирать. И что ни одна фраза не останется незамеченной. Это принципиальная позиция, и она заслуживает уважения и собеседников и аудитории. Очень часто мы видим обратную ситуацию, когда публичный человек «пропускает», «проглатывает» подобные выпады – и выглядит бледно.



Принцип действия человека, выступающего на публике, можно уподобить паровой машине. Машина совершает полезную работу благодаря давлению, возникающему от закипания воды в котле, который подогревается огнём. Для регулирования этого давления и количества полезной работы существует, своего рода, «вентиль»: открывая его, машинист заставляет машину работать быстрее. Завинчивая – уменьшает её скорость. В случае публичного выступления, «вода» - это то содержание, которое есть в человеке. А «огонь» - это эмоции, которые разогревают всю систему и создают давление. Задача выступающего научиться тонко чувствовать свой «вентиль»: если его слишком открыть, полезного действия будет немного. Если совсем закрыть, тоже ничего хорошего не получится. Уметь справляться со своими эмоциями (которые необходимы: без них любое выступление будет неинтересным и неэффективным), уметь «разогревать» себя в меру – вот то, в чем нужно совершенствоваться. И не терять способности рефлексивно смотреть на себя и свои слова. В примере ниже выступающему слишком сильные эмоции помешали не только сформулировать свой вопрос (он так и не был задан), но и помешали увидеть те слова, которые он подбирает для выражения своего содержания. Вначале он попросил всех не использовать выражение «зелёные человечки» потому, что это оскорбляет. И через полминуты сам же, в этом же спиче, назвал своих оппонентов «хомячками».



В заключение этой, третьей по счёту, заметки о приёмах публичных выступлений, приведем ещё одну запись. Она сделана около 17 лет назад и довольно известна. В публичном действии имеет значение всё. Даже то, кто из действующих лиц, где находится в данный момент. В театральном искусстве есть такое понятие «мизансцена». От французского mise en scène - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Устойчивое словосочетание «он его правая рука» хорошо иллюстрирует важность этого. Кто ближе к «главному», кто по какую руку сидит – даже это регулируется нормами делового протокола. Конечно, само по себе, это не сыграет решающей роли в публичном действии. Но опытные публичные персоны никогда не пренебрегают и этим. Борис Николаевич Ельцин, в данном случае, заметив, что «что-то» не так, прервал своё выступление. И пересадил участников «как надо, по рангу». Заметьте, как именно это произошло: Ельцин читал текст по бумажке, поднял на секунду глаза, затем хотел продолжить. Но почувствовал, что что-то не так. Прервался. Снова поднял глаза, понял, что именно ему показалось неверным: «Не так сели, исправить». Затем обвёл глазами весь зал – «больше вроде ошибок нет» и продолжил.



Если из кирпичной стены выбить один кирпич – ничего страшного не случится. Будет небольшая дыра. Если выбить два, три… Но если убрать какое-то критическое количество кирпичей из стены – стена рухнет. Публичное действие подобно кирпичной стене. Оно складывается из таких вот «кирпичиков». По отдельности они кажутся незначительными. Но взятые все вместе и составляют картину удачного или не очень удачного выступления.

См. также:

Мультимедийный семинар "Человек Публичный": между обучением и развлечением



Алексей Пронюшин
Компания «Человек Публичный»


Елена Русская
Елена
Русская
Алексей Пронюшин
Алексей
Пронюшин
публичное выступление
2006 © Компания “Человек Публичный"
Адрес: г.Москва, ул. Ленинский пр-кт, д. 2А
E-Mail: info@ruimage.ru
Тел: +7 (916) 525 80 21, +7 (495) 365 33 52
Тренинги публичных выступлений
+7 (916) 525-8021
Статьи
Интервью
Медиасеминар
Видеогалерея